воскресенье, 3 апреля 2016 г.

Дом, в котором были Тютчев, Чехов, Маяковский, Васильев и 8 выставок.

Доброго дня!

Сегодня я хочу рассказать о своем путешествии во Всероссийский Музей Декоративно-прикладного и Народного искусства (ух! Напечатала!) на Делегатской улице.
Мое путешествие началось не очень оригинально – с Кузнецкого Моста. Я вышла из метро и пошла по улице Рождественке.

 
Сейчас будет опять неоригинальный для моего блога факт! Улица переняла название у постройки, к которой вела, – монастыря Рождества Пречистой Богородицы. Монастырь был возведен в 1386  году в честь победы в Куликовской битве, которая произошла в день праздника Рождества Богородицы. Со временем была проложена дорога к монастырю, которая и стала улицей Рождественкой.  Здания строили лишь на правой стороне улицы, на левой были монастырские огороды. С 1923 по 1990 годы монастырь был закрыт, здание использовалось разными конторами.  После распада СССР место снова вернулось Церкви.


Начался Цветной бульвар. Правда, он был скорее Серым Бульваром. Казалось, что у Москвы этим днем было девочковое настроение: «я сегодня страшная и грустная, не снимай меня!».  Это настроение, как и бывает обычно, ничем не оправдано, город не утратил красоты, несмотря на хмурую погоду и мрачное небо.


До XVIII века на месте, где сейчас находится Цветной, не было ни улицы, ни площади, ни парка, здесь текла река Неглинная. Но в 1791 русло реки было превращено в канал,  а в XIX веке и канал убрали в подземную трубу. К 1830 годам сформировался Трубный бульвар, который через 20 лет был переименован в Цветной из-за цветочного рынка. Место быстро облюбовали небогатые горожане и стали проводить там время с удовольствием.


 Таким образом, к концу XIX века на Цветном открылось столько питейных заведений, где завсегдатаями были уголовники, что бульвар стал одним из самых опасных мест в Москве. Несмотря на это, в 1880 году на бульваре открылся один из первых стационарных московских цирков – ныне цирк Никулина; на Цветном находился ресторан «Эрмитаж», которым управлял Люсьен Оливье; Антон Чехов в начале писательской карьеры жил в районе Трубной; да и Гиляровкий – русский бытописатель и журналист – приходил сюда за вдохновением.

В XX веке место постепенно перешло к законопослушным жителям, многие здания были перестроены, появился кинотеатр «Мир», а в 1988 году открылась станция метро «Цветной бульвар».


Закончился Цветной, началась Самотечная улица, я немного прошлась по ней, свернула в Первый Волконский переулок и очутилась на Делегатской улице. Через пару минут ходьбы я уже была у здания музея.



Музей расположен в старинной усадьбе XVIII-XIX веков, которая называлась Домом Остермана. В 1783 году граф Федр Андреевич Остерман получил имение по наследству от бояр Стрешневых и перестроил его на свой манер (выглядело здание примерно так же, как и сейчас). У Остерманов была воспитанница Екатерина Львовна -  будущая жена Ивана Николаевича Тютчева и мать Федора Ивановича Тютчева.

В 1804 году Тютчевы переехали в усадьбу. Великий русский поэт Федор Тютчев провел там первые детские годы. Забавно, что мое путешествие случайно приобрело литературный оттенок.

В 1810 году Екатерина Львовна продала усадьбу. До 1812 сменилось несколько хозяев места, пока оно не перешло в собственность государства. Дом Остермана стал полицейской частью. Еще здесь жил Дмитрий Петрович Кувшинников – близкий друг Левитана и Чехова  (ого! опять он! я еще о нем читала лекцию Набокова в метро).

изображение взято из Википедии


Каким-то магическим образом Дом Остермана притянул к себе еще одну выдающуюся фигуру в литературе. Здесь побывал Маяковский. Под арестом за хулиганство.

В XX Советский бульдозер, снесший множество архитектурных памятников, обошел усадьбу стороной. Только несколько построек дополнили ансамбль.

изображение из Википедии


Когда входишь в здание, кажется, что переносишься в средневековый рыцарский замок. Красивые длинные коридоры без окон с полукруглыми сводами ведут к… турникетам. Тут средневековая магия заканчивается.





Здание достаточно большое, в нем легко потеряться (что я и сделала). Здесь проходит множество выставок. Все они разношерстные, разнотемные. Некоторые интересные, некоторые не на мой вкус. И мне немного не понравилось такое распыление по темам, стилям, эпохам, странам, казалось, что Машина Времени, которую я упоминала в прошлых постах, сломалась, и меня мотало из одной эпохи или страны в другую.

Я поднялась на второй этаж, на нем расположены три выставки: «Мифология в европейском искусстве XVI- начала XX веков», «Русское народное искусство» и «Советская керамика». Посетила я только две первые выставки и начала с «Мифологии…»

Экспозиция была потрясающая! Сколько там утонченных, изысканных, талантливых и необычных вещей! Мотив древнегреческих мифов переплетается с изображением времен года, ведь мифами люди объясняли неясные им явления природы, смена сезонов – одно из них.
На входе висят картины знаменитого Альфонса Мухи.



Миниатюрные скульптуры (и не только) древнегреческих богов из слоновой кости потрясающие и поразительные. Они привезены из Германии, Франции, Нидерландов, Италии.




К сожалению, у меня нет фотографий картин, которые мне понравились, потому что не снимала их и Гугл не знает этих авторов (как?!), но зато он знает тех, кто не произвел на меня большого впечатления. Разве что картины Яна Саделера поместили в чудесные рамки.


На самом деле, на выставке множество интересных экспонатов, я рассказала лишь о моих любимцах, но вот еще несколько фотографий.








После «Мифологии…» я пошла на выставку русского народного искусства (эта экспозиция постоянная). Русский стиль мне кажется достаточно пестрым, детализированным и порой грузным, поэтому экспонаты понравились не все; да и выбраться с выставки захотелось очень скоро. Слишком силен Русский Дух, слишком сильно там Русью пахнет.
Наверно, больше всего мне на выставке понравились изделия из дерева с резьбой – прялки, шкатулки. Было интересно взглянуть на ткани, кружева, наряды, украшения.




Все же для меня русский народный стиль хорош малыми дозами, а то начинается на него аллергия. 
На втором этаже, как я говорила, есть еще выставка советского фарфора, но я ее пропустила и поднялась на третий этаж. Там тоже три разные (несовместимые даже) экспозиции: «Natura вещей» - «произведения искусства самых разных его формах», «И цвет, и линия, и звук…» - «художественно-музыкальный проект и… выставка русских деревянных ложек. Сочетабельно.
Первым делом я попала на экспозицию «Natura вещей» и сразу же поспешила ее покинуть. Выставке отведены три зала в бело-красно-черных цветах и в них представлены тревожащие, если не пугающие экспонаты. В первом зале – образы Афродиты в истории (как я поняла, Афродита – это символ именно женщины) – это скульптуры тучных (мягко сказано) женских тел, больше походящих по форме на грушу или дыню. Во втором – депрессивные белые, красные, черные медвежата с, кажется, дьяволами в глазных стежках и мужские манекены в странной одежде и с повязками на глазах. Ну, а в третьем зале находится что-то необъяснимое и неописуемое: к потолку прикреплен женский манекен без конечностей в проволочном каркасе для пышной юбки. По стенам тянутся манекены в, видимо, дизайнерской одежде. Чудно (ставьте ударение сами).



Вторая экспозиция – абсолютная противоположность первой, это выставка картин, написанных семейной парой Еленой Утенковой-Тихоновой и Михаилом Тихоновым, работы нежные плавные, ненавязчивые, и цвета пастельные. Всю красоту картин можно понять, лишь отойдя на метр-два подальше, тогда неясные цветовые пятна образуют силуэты, фигуры, словно расплывшиеся в утреннем тумане.


Третья выставка – коллекция деревянных ложек. Если честно, сказать много об этой выставке я не могу, потому что к тому моменту мне уже не хотелось смотреть на выставки, мотаться из одной эпохи в другую, хотелось на улицу. Слишком много впечатлений (один из минусов музея).


Я начала двигаться к выходу: спустилась на второй этаж и поняла, что не помню, куда идти дальше. Тут мне в глаза бросилась яркая зеленая надпись «выход», конечно, это меня обрадовало – поспешила туда. Не тут-то было! Эта коварная вывеска привела меня на еще одну выставку! Как так!

В надежде на то, что в конце выставки будут кафетерий, гардероб, касса и ВЫХОД,  я пошла вперед. Что же я увидела? Чудесное собрание русской лаковой миниатюры XVIII-XXI веков. Даже выставочная передозировка не смутила меня. Экспозиция чудесна, состоит она примерно из пяти залов, рассказывая историю лаковой миниатюры в России.
История русской лаковой миниатюры начинается на подмосковной мануфактуре Петра Ивановича Коробова. Изначально предприятие выпускало лаковые козырьки для головных уборов русской армии, но Коробов решил увеличить доходы, запустив производство популярных в то время (XVIII век) табакерок. Петр Иванович нашел немецких мастеров, которые начали создавать табакерки и учить этому ремеслу русских рабочих.


Как часто бывает, отечественные художники переняли принципы искусства у европейских коллег и обрусили.


Лаковая миниатюра настолько прижилась в русской культуре, что даже в XX веке люди занимались этим ремеслом, сохраняя вековые традиции.


Я вышла из последнего и попала на выставку, посвященную истории кружева в одежде. Но я ее не осилила.

После зала с кружевом следовало маленькое музейное кафе, где я видела Александра Васильева. Несколько лет назад мне так нравилось шоу «Модный приговор»! Это было так здорово увидеть Васильева вживую! Он сидел в паре метров от меня и пил кофе в компании пары человек. Кафетерий я покидала с довольной улыбкой и легким оцепенением в конечностях. До сих пор вспоминаю и улыбаюсь.
Оставляя музей позади, я пошла по Делегатской, а затем по Оружейному переулку к Маяковской. Уже оттуда двинулась по Тверской к любимой  и уже почти родной станции метро – Пушкинской.




Так закончилось еще одно мое путешествие. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий