пятница, 6 мая 2016 г.

Особняк Рябушинского, тонущий в ненастоящей воде и настоящих туристах.

Привет!

Сегодня я расскажу о походе в особняк Рябушинского на Малой Никитской, где сейчас находится музей Максима Горького.
Как обычно, мой путь начался с Пушкинской и Тверского бульвара (о котором можно немного прочесть здесь). Сейчас место выглядит чудесно, московские власти позаботились о том, чтобы весна точно-точно пришла к нам в город. 













Начало и конец бульвара знаменуются очаровательными палатками со сладостями, содовой, а сам бульвар украшен цветочными арками, киосками с букетами и семенами; на деревьях закреплены колонки, из которых доносится приятная ненавязчивая музыка. Находиться здесь – сплошное удовольствие для души и глаз. 





   

В начале (но для нас конце) Тверского бульвара мы сворачиваем на Малую Никитскую, в сторону большого желтого храма и фонтана около нее.
 В этом храме Александр Пушкин венчался с Натальей Гончаровой, а фонтан посвящен этому событию и назван «Пушкин и Натали». Говорят, что фонтан с питьевой водой, но желания проверить у меня не возникло.

Вот мы и подошли к знаменитому особняку Рябушинского ( и дому Горького, но сегодня не о нем). Забегая вперед, скажу, что главная идея особняка – единство человека с природой. Мне кажется, здание и деревья вокруг него уже достаточно едины, ибо выхватить вид особняка из зеленых крон – невозможно.

Мы попадаем в палисадник дома Рябушинского, отсюда открывается отличный вид на храм Большое Вознесение (а еще по фотографии можно увидеть, какие леса раскинулись на территории особняка).




Место оказалось очень популярным среди иностранных туристов: когда я открыла дверь в музей, из него, словно шампанское из бутылки, повалили восторженные туристы-иностранцы; а внутрь здания меня подталкивала группа престарелых итальянцев. Туристы в этом здании становятся пятой стихией. Когда порядка тридцати человек утрамбовалось на узенькой лестнице, ведущей в сам музей и вниз, в гардероб, кто-то, добравшийся до администрации, громко объявил: «Облигаторэ в гардэроб!». Вся наша человеческая масса потекла вниз сдавать одежду.
К счастью, особняк достаточно просторен, и несколько десятков человек вполне незаметно рассеялись по многочисленным комнатам здания. Но на части моих снимков все равно мелькали незваные гости. Мне крупно повезло: один научный сотрудник музея (имени я, к сожалению, не знаю) провела мне замечательную экскурсию по особняку, указав на все детали, уловки, тонкости, которые вряд ли заметишь самостоятельно.

Особняк был построен в 1901 году по заказу Степана Павловича Рябушинского ( в то время ему было 27 лет). Создателем дома стал известный и очень популярный в начале XX века архитектор-модернист Федор Осипович Шехтель. Рябушинский дал архитектору полную свободу действия, не ограничивая его ни в ресурсах, ни в идеях. 
Федор Осипович Шехтель

  В доме Рябушинский огранизовал  реставрационную мастерскую икон, хозяин даже собирался открыть музей в особняке. Но в 1917 особняк был муниципализирован, а его бывший хозяин иммигрировал. С 1931 года в доме жил Горький с семьей. Музей был открыт в 1965 году, будучи частью литинститута имени Максима Горького.

Как я уже упоминала, главным замыслом Шехтеля было показать единство человека и природы.  Особняк символизирует корабль жизни и огражден он забором, напоминающим морские волны.

Центром интерьера становится роскошная лестница, ведущая на второй этаж. Она походит на волну, которая вот-вот захлестнет обитателей дома.  На самом деле, мне сначала показалось, что лестница напоминает огромный сталагмит, а не волну. Хотя в модерне каждый может трактовать увиденное по-своему.


Каждое окно в доме особенное, повторяющихся нет, и каждое открывает вид на специально посаженное дерево.




Природные мотивы пронизывают дом насквозь. В одной комнате – это витражи с пейзажами, в другой – витраж с безликим человеком на фоне зеленых ветвей (земля), моря (вода) и неба (воздуха) – тех составляющих, без которых жизнь невозможна.



 Когда поднимаешься на второй этаж,  тебя встречает портрет Сталина, бюст Горького, но сегодня мне не хотелось узнавать историю, связанную с писателем.
Моя экскурсия по дому закончилась, когда главный работник музея прибежал испуганный к коллеге, моему экскурсоводу, и воскликнул: «Помогите! Пятьдесят человек пришло!». В этот момент я поняла, что особняк под воду вряд ли погрузится в ближайшее время, а под землю из-за такого количества людей – очень может быть. Поэтому я быстро забрала вещи и вышла из дома-грота Рябушинского с мыслью, что когда-нибудь обязательно сюда вернусь, чтобы узнать и его советскую историю и взглянуть на особняк еще раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий