понедельник, 24 октября 2016 г.

Экспедиция в Государственный музей искусства народов Востока

Привет!

Сегодня (впервые за долгое время) я бы хотела рассказать о походе в музей Востока на Никитском бульваре.








Вспомню старую традицию и скажу, что путь начался от станции метро Пушкинская (пересадки для слабаков, помните?). Мы прошли по Тверскому бульвару (о нем здесь) и вышли на Никитский, в его начале уже виднеется музей.

Здание, в котором находится экспозиция, - это старая московская усадьба известная под названием «Дом Луниных». В конце XVIII века архитектор Е.С.Назаров создал дом для Князей Путяниных, позже землю приобрел генерал-лейтенант П.М.Лунин. Вот только после пожара 12 года от дома практически ничего не осталось, поэтому к 1818 все было перестроено, но не так-то просто! Ведь сейчас на Никитском мы видим проект 1822 года архитектора Д.И.Жилярди, смешанный с пристройкой полуразобранной церкви Ильи Пророка, которую государство передало музею в 1930 году.

Музей Востока просто огромен! Думаю, если в каждом зале внимательно изучать  экспонаты и статьи о них, то провести там можно часов пять. Но давайте в этом посте обойдемся без простыней текста о культуре Монголии, Индонезии, Мьянмы, Афганистана, Ирана, Индии и еще множества стран. Сегодня расскажу только о нескольких интересных вещах.



Для меня одними из самых интересных экспонатов оказались японские нэцкэ – маленькие (от двух до десяти см) скульптурки-брелоки.

 Этот вид искусства возник в средневековье (начало XVII века). Изначально нэцкэ были обязательными элементами мужского костюма. Такая фигурка крепилась на пояс и служила противовесом для вещей, подвешенных на другой стороне: трубок, кисетов, кошельков (так делали, потому что не было карманов).



Несмотря на, казалось бы, бытовое использование, миниатюрная скульптура была связана с прикладным искусством, ей занимались профессионалы, придерживавшиеся особых правил при изготовлении нэцкэ. Качественное изделие было обтекаемой формы, приятное на ощупь, компактное; выполненное из дерева, слоновой кости, рога, реже фарфора, коралла или металла. Фигурки создавались на разные сюжеты, связанные с жизнью японцев: изображались и бытовые сюжеты, и животные с растениями, и национальные герои, и мифические существа.





Другой музейной интересностью стали персидские миниатюры.

Персидские миниатюры возникли в X веке, во время расцвета литературы в Иране и развития рукописной книги. Небольшие иллюстрации произведений должны были украшать книгу, сочетаться со стилем письма и общим оформлением рукописи.

Миниатюра создавалась так: лист тщательно выглаживался полированным агатом, затем художник делал набросок влажной кистью, определял контуры красным или черным цветом, покрывал густыми красками основы рисунка и, в конце концов, наносил нужные оттенки цветов.

С середины XVI века миниатюра отделяется от книг и превращается в самостоятельный вид искусства. Самыми популярными жанрами становятся портрет и жанровая сцена. Художники обычно изображали молодых людей и их слуг во время отдыха, уделяя особое внимание в миниатюрах одежде, позе и жестам. 

Вообще, персидская миниатюра напомнила мне современную иллюстрацию (сейчас тоже наброски делают красным цветом).

Думаю, на этом стоит закончить нашу небольшую экспедицию на Восток. Может быть, я приду в этот музей еще раз, и  появится вторая (а то и третья) часть поста.

А пока

Счастливо!

Комментариев нет: